11 января 2024 года в Феодоровском женском монастыре состоялся круглый стол «Восприятие современной молодежью памяти Великой Отечественной войны: тенденции и проблемы». Мероприятие прошло в смешанном формате: несколько докладчиков выступили в конференц-зале Переславского епархиального управления, остальные приняли участие онлайн.
Цель круглого стола — сформировать комплекс мероприятий по новым подходам и методам патриотической работы с молодежью к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В задачи мероприятия, по словам организаторов, вошло выявление «проблемных зон», рассмотрение разных вариантов их решений, формирование дорожной карты.Ведущая круглого стола — Екатерина Игоревна Каликинская, директор Переславского музея святителя Луки Крымского в Феодоровском женском монастыре, биограф святителя Луки Крымского, кандидат биологических наук, член Союза писателей России, сценарист. В мероприятии приняли участие директора и учителя школ Переславля, Казани, Архангельска и Красноярска, режиссеры и специалисты по работе с молодежью.
Приближается 80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне, и сохранение исторической памяти об этой трагедии в жизни нашего народа имеет огромную общественную значимость.
— Среди множества тем, освещающих эти события в истории страны, крайне редко упоминается работа советских медиков и их вклад в великое дело Победы, — отмечает Екатерина Игоревна Каликинская. — А между тем их научный вклад и врачебная работа на фронте и в госпиталях могут считаться настоящим подвигом, без которого Победа была бы невозможна. Среди врачей, прославившихся лечением раненых и введением в практику новых методов военно-полевой хирургии, выделяется фигура святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) – великого русского врача и пастыря, лауреата Сталинской премии по медицине за лечение раненых во время Великой Отечественной войны и одного из самых почитаемых святых нового времени. Его жизненный путь, являющий примеры самоотверженного служения своему народу и истинного патриотизма, сегодня привлекает к себе все больше и больше людей самых разных возрастов, профессий и социальных групп.
К сожалению, статистические данные демонстрируют, что молодежь плохо знакома с темой Великой Отечественной войны. Как показали исследования в школах Калининграда в 2022 году, для школьников сегодня история войны постепенно превращается в набор знаменательных дат, которые нужно запомнить. Исследования, проведенные В.Н. Стегний в Пермском крае, свидетельствуют, что 20% школьников старших классов путает события Великой Отечественной войны с гражданской, крымской войной, с Отечественной войной 1812 года. Опрос школьников лицея в Краснодаре в июне 2022 года показал, что лишь 28 % из них смогли назвать хотя бы одного героя войны. При опросе школьников в Саратовской области 67 % опрошенных смогли назвать менее двух имен героев войны, хотя 95 % из них ответили, что интересуются событиями Великой Отечественной войны. По данным исследований РОС «Молодежь о Великой Отечественной войне» к 75-летию Победы, 30 % молодежи считает, что война была давно и интерес к этому событию снижается, из них 5,4 % интереса к истории войны в обществе не видят.
— Уходят люди, которые принимали непосредственное участие в Великой Отечественной войне. Для нашего поколения это была живая, личная, семейная история. К сожалению, для нынешних школьников Великая Отечественная — это одна из войн со страниц учебников истории, — объясняет Максим Анатольевич Николаев, участник круглого стола, директор МОУ СОШ № 20 «Гармония» Московского района г. Казани.
По мнению казанских педагогов-историков, в последние годы наметилась тенденция к дегероизации войны, формализации патриотического воспитания, из учебников исчезли имена конкретных ярких личностей, способных вдохновить молодежь. Учителя школы «Гармония» уверены, что у молодых людей есть потребность в исторических знаниях, но необходимо сделать их ближе, доступнее, популярнее за счет соответствующих изменений в школьной программе. Преподаватели выразили надежду на добавление в учебники личных историй героев, их дневников, писем, которые сделают современных школьников сопричастными тем трагическим событиям, позволят проникнуться духом патриотизма. Не обошли учителя стороной тему значимости личного трепетного отношения педагога к войне.
Режиссер театра-студии «Новая сцена» МОУ СОШ № 2 Переславля-Залесского Наталья Викторовна Платонова также считает, что события Великой Отечественной войны вызывают и у ребят, которые работают на сцене, и у ребят, которые сидят в зрительном зале, самый большой отклик, наиболее яркие впечатления. Наталья Викторовна высказала мнение, что главным препятствием сохранения исторической памяти может стать ее политизация.
Семен Валерьевич Кожевников, кандидат экономических наук, магистр теологии, биограф святителя Луки из Красноярска, считает, что молодежь должна чувствовать неразрывную связь поколений, гордиться своим прошлым. Этому способствует расширение знаний о войне, о подвигах не только на фронте, но и в тылу, где действия каждого человека также имели цену. Отдельно он отметил подвиг советских медиков, среди которых особое место принадлежит святителю Луке (В.Ф. Войно-Ясенецкому). Семен Валерьевич рассказал, что в Красноярске и Красноярском крае ведется активная работа по сохранению исторической памяти о войне в рамках уроков, лекториев, факультативных занятий.
Анна Владимировна Андреева, директор музейного комплекса и заведующая отделом истории медицины Северного государственного медицинского университета, вместе с коллективом студентов поведала о том, как изучают историю православной и военной медицины в Архангельске. Анна Владимировна активно привлекает к совместной работе молодое поколение. Так, к созданию книги о военных врачах приложили руку студенты СГМУ, которые оцифровывали и перепечатывали разные архивные дела. Благодаря усердной работе Анны Андреевой у студентов-медиков есть возможность ездить в экспедиции по области, где они общаются с ветеранами здравоохранения. Исследования студентов в соавторстве с ветеранами превращаются в новые экспозиции.
Роли кинематографа в деле сохранения исторической памяти о войне уделил в своем выступлении особое внимание режиссер телеканала «Спас» Александр Матросов. Он поделился, какое огромное впечатление произвел на него фильм «А зори здесь тихие», впервые просмотренный в семилетнем возрасте.
— Хочется, чтобы на государственном уровне были введены киноуроки, чтобы можно было просмотреть фильм и обсудить его в классе, чтобы развернулась полемика среди ребят, — делится своими мыслями Александр Матросов.
Александр считает, что рассказ о войне — это в первую очередь выражение индивидуальных чувственных переживаний, а не перечень основных событий, хотя и это тоже важно.
— Я много думала, почему такие шедевры, как «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», «Они сражались за Родину», трогают сердце? Возможно, потому, что в них показана война тех, кто не должен был бы воевать, у кого очень мирная была бы судьба, но понадобилось — поднялся и стал в строй… Святитель Лука тоже никогда не был даже военнообязанным, а воевал на своем рабочем месте врача еще как! – поделилась Екатерина Игоревна Каликинская.
Рустам Рашидович Ямолдинов, исполнительный директор АНО «Переславский Свято-Феодоровский историко-культурный форум», в рамках своего доклада «Мультимедийный проект “Кинокласс Врачи Победы”» рассказал об актуализации памяти о Великой Отечественной войне у молодежи с помощью учебно-мотивационных фильмов о святителе Луке как военном враче, методах работы с целевой аудиторией и организации дискуссионных площадок. Рустам Рашидович обратил внимание слушателей на важность эмоциональных скреп, которые невидимой нитью объединяют поколения в один сплоченный народ.
Организованный круглый стол позволил обсудить вопросы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, поднять проблемы дегероизации военных событий, рассказать о средствах и способах защиты подлинного наследия и подвигов нашего народа. По его итогам участники сошлись во мнении, что проведение подобных мероприятий будет способствовать сохранению исторической правды о войне и памяти о подвиге нашего народа в сердцах представителей молодого поколения.